Краткая справка:
Компания Setec Power является крупнейшим игроком на рынке производства и установки электрозаправочного оборудования в Китае. Они являются единственными в Китае производителями станций быстрой зарядки, соответствующей требованиям европейского рынка. Однако ситуация на китайском рынке отличается от нашей – прежде всего тем, что в Китае развитие электрической инфраструктуры поддерживается на государственном уровне. Именно о различиях между российским и другими рынками, будущих перспективах и возможностях развития мы сегодня и поговорим.
К.: Что сейчас главным образом мешает развитию электрического транспорта в России?
А.Д.: Причин этому несколько, и они взаимосвязаны и вполне очевидны. Прежде всего это отсутствие зарядной инфраструктуры. Некоторые потенциальные потребители не покупают электромобиль просто потому, что не знают, где им заряжаться. Крупные игроки рынка же, которые могут эту инфраструктуру развивать, в свою очередь, не хотят вкладываться в зарядные станции, так как не понимают, как управлять этой инфраструктурой, и как ее окупать. Ну и, конечно, не видят смысла, пока число электромобилей в РФ немногим более 1 000 штук.
Ну а еще одна ключевая причина столь медленного развития электротранспорта все же в том, что у нас нет его поддержки на государственном уровне, как это работает, к примеру, в Китае. Назовём вещи своими именами: пока что Россия вполне счастливо живет за счёт углеводородов.
К.: Как государство может помочь этому? И что оно делает не так прямо сейчас?
А.Д.: Подход к развитию электрического транспорта в стране должен быть комплексным, но не все эффективные меры при этом будут однозначно положительно приняты населением. К примеру, из опыта других стран видно, что необходимо изменение подхода к налогообложению автовладельцев и ужесточение стандартов выбросов вредных веществ. Однако «оплачивать прогресс» должны отнюдь не только сами граждане: нужны и государственные субсидии на покупку электромобилей. На данный момент зачатки этой инициативы уже есть: электромобили и зарядная инфраструктура облагаются нулевой таможенной пошлиной. Это, несомненно, плюс. Но все же без дополнительного субсидирования здесь не обойтись, особенно учитывая цены современных электромобилей. Кроме того, субсидировать можно не только физических лиц, но и малый бизнес: таксопарки и так далее.
Отдельная тема для разговора — финансирование и гранты на создание отечественных зарядок и электромобилей. Пока те штучные проекты, которые появляются на слуху, не получают развития, и даже инициативы крупных предприятий вроде вазовского проекта ElLada остаются без будущего по причине недостаточного к ним внимания. У нас нет общей господдержки по электромобилям. Есть инициативы на местах – к примеру, инициативы в Россетях по закупке зарядных станций. Но они, честно говоря, остаются больше имиджевыми, нежели реально нацеленными на масштабное развитие. Реально инфраструктура фактически не управляется и не используется.
Статья на kolesa.ru